Английский язык

Иностранный язык: учить или не учить?

Автор: Admin. Опубликовано в Английский язык

У российских детей небольшой выбор: практически все мы рано или поздно сталкиваемся с новым школьным предметом — «иностранный язык». И тем не менее уровень владения иностранными языками в стране очень низкий. Давно закончив школу и институт, взрослые люди нередко начинают учить язык заново или довольствуются знанием родного языка, решив, что у них нет способностей к иностранному.

К какой бы группе вы ни относились, можно с достаточно большой долей вероятности ответить на вопрос, есть ли смысл вам тратить время на изучение нового языка. Сможете ли вы качественно выучить иностранный язык?

Прежде всего, стоит определить, что значит «качественно». Под качественным овладением иностранным языком я имею в виду такой уровень развития навыка, который позволяет точно воспринимать и передавать информацию на данном языке со скоростью, близкой к скорости восприятия и передачи информации на родном языке.

Теперь попробуем ответить на вопрос, станет ли выбранный иностранный язык активным навыком или превратится в бесполезный груз обрывочных знаний. Это во многом зависит от цели, которую вы ставите перед собой. «Однажды я обязательно побываю в Париже… По утрам буду сидеть в маленьком кафе на Елисейских полях, пить кофе с круассанами, читать Пари Матч и небрежно бросать остроумные фразы в ответ на шутливый флирт официанта…»

То есть вы никогда не были в Париже и собираетесь съездить туда когда-нибудь ненадолго, чтобы насладиться моментом осуществления мечты? А пока в вашем кругу нет ни одного франкоговорящего друга или коллеги, для знакомства с французской культурой вам достаточно смотреть продублированные на русский язык французские фильмы и читать французские книги в переводе? В вашей мечте о поездке во Францию на первом месте — вы, а Эйфелева башня — лишь антураж?

Вряд ли вам стоит тратить время на изучение языка. Купите хороший разговорник — книгу или приложение для телефона, которое будет озвучивать нужные вам фразы, а освободившееся время разумнее потратить на приближение мечты о поездке. Язык — это средство общения; без реального общения в настоящем он быстро забудется.

Невзначай высказать сожаление о том, что перевод исказил важную фразу героя обсуждаемого фильма… Удивить девушку в дорогом суши-баре, сделав заказ на японском… Вызвать уважение партнеров из Дании, заговорив с ними не на привычном английском, а на датском… Скорее всего, вы потратите время впустую, если решите выучить язык, потому что у вас нет потребности в языке — есть потребность впечатлять.

 

«Я обожаю Кизи и Сэленджера, я хочу читать их слова, а не слова переводчика…»

«Я люблю Джона, его русский очень неплох, но я так хочу понимать его страстный шепот…»

Любовь, обожание, страстное увлечение многократно увеличивают ваши шансы выучить язык.

Работают и отрицательные эмоции. Бабушка одной моей знакомой хорошо понимала и говорила по-немецки: в военное время ее насильно отправили в Германию в качестве бесплатной рабочей силы, а хозяин дома, где она работала, бил своих рабов, если те не могли в точности выполнить его приказы.

«В принципе, мне не нужен итальянский, потому что для общения с коллегами и друзьями-итальянцами мне хватает английского, но я постоянно слышу итальянскую речь, и было бы неплохо использовать эту возможность для изучения языка». У вас очень хорошие шансы овладеть языком, потому что огромную роль в этом играет восприятие речи на слух и при чтении с пониманием смысла прочитанного и услышанного, а в вашем случае это зачастую будет происходить автоматически, например, когда вы вместе смотрите фильм или слушаете высказывания товарища в разговоре на известную вам тему. Приложив совсем немного усилий, вы очень скоро научитесь понимать речь, а вслед за этим — и говорить.

 

Пожалуй, это единственный верный признак того, что ваше усердие в изучении языка окупится сторицей. Зачастую такая необходимость подкрепляется эмоциональной составляющей, как выше в примере с рабством в Германии. Необходимость может быть разной: ученому нужно знание иностранного языка для того, чтобы быть причастным к мировому научному сообществу; путешественнику — чтобы свободно передвигаться и общаться в тех странах, в которых он часто бывает; школьнику-отличнику — получить хорошую оценку у требовательного учителя…Если вы не можете дальше функционировать на необходимом для вас уровне без знания какого-то конкретного языка — вы будете на нем говорить, если приложите должные усилия.

«Я не могу его не учить», — вот правильный ответ на вопрос «Зачем вы учите этот язык?».

А дальше все довольно просто. «У меня нет способностей», «Требуется очень много времени — где его возьмешь?» — пустые отговорки, нужные тем, кому на самом деле не нужен иностранный язык. Вот увидите.

Что делает изучение иностранного языка возможным?

- Пластичность мозга — мозг человека изменяется вслед за появлением новых функциональных потребностей и благодаря целенаправленным тренировкам;

- Неудачи делают нас неудачниками? — взгляд психолога на то, как разный подход к природе способностей влияет на успех в овладении выбранным навыком.