ГИА

Ещё раз о подготовке к ГИА, орфографии и пунктуаци

Автор: Admin. Опубликовано в ГИА

Статья адресована прежде всего девятиклассникам, которые готовятся сдавать ГИА по русскому языку в этом году. На неё откликнулись и мои коллеги по Бизнес — школе « Start Up». Отзывы свидетельствуют, что тема грамотной устной и письменной речи не безразлична многим. Были и утверждения, что ошибки простительны и не стоит людей за это порицать. В связи с этим хочу пояснить свою позицию более подробно.


Во-первых, речь не идёт, конечно, о единичных, случайных орфографических ошибках, допущенных, например, при том же печатании статьи, хотя и их желательно избегать. Здесь элементарно надо не лениться и обратиться к программе проверки орфографии. Наверное, нет ничего страшного, если не всегда правильно ставится ударение или не очень удачно употреблены, с точки зрения стилистики, те или иные слова в устной речи. А.С. Пушкин писал, что не любит «русской речи без ошибки». (Заметьте: не «без «ошибок») Я говорю совсем о другом. Помните, есть такой замечательный советский фильм «Весна на Заречной улице»? Один из главных героев, плавильщик, приносит инженеру свои соображения по поводу улучшения работы мартеновской печи (те, кто не видел фильм, не усмехайтесь: тема фильма не производственная, а любовная, а это всего лишь эпизод). Инженер поначалу отклоняет эти предложения, а позднее объясняет, почему не оценил их сразу: «Мысли верные, глубокое понимание дела, но изложено всё так коряво, так запутанно, что я едва разобрался, что он хотел сказать».


Не так ли и в нашей жизни? Неумение выразить свои мысли, рассказать о том, что знаешь и можешь, приводит к проблемам в карьерном росте, а неспособность раскрыть чувства затрудняет общение с близкими людьми. А ведь это всё – язык!
Кстати, знаете, почему наши современники так много матерных слов употребляют? Да потому что у них бедный словарный запас, не хватает слов для выражения своих мыслей и чувств. А мат очень многозначен. Иногда для связки слов используется. Пока одно слово сказал, а другое в мозгу не « провернулось», он и спасает. Вот вам и «вмиг по речи те признали».


Но совершенно особого подхода требует разговор об организации письменной речи: о пунктуации, т.е. постановке знаков препинания. Ведь система знаков препинания не придумана учёными «из головы», она основана на изучении законов, выработанных самим языком на всём протяжении его существования. Тот же А.С. Пушкин писал, что знаки препинания «держат весь текст».
Здесь речь идёт уже не об имидже, вернее, не только о нём. Речь идёт о результативности проделанной работы. Мы часто читаем статьи в различных блогах, письма в рассылках. Почему одни дочитываем до конца, а другие бегло пробегаем глазами? Назову две причины (качество смысловое в расчёт не берём).
Первая – текст не разделён на абзацы, а сплошной текст воспринимается очень тяжело. Вторая – знаки внутри предложений либо не расставлены и глазу не за что «зацепиться», либо поставлены не на своём месте, и мы невольно «спотыкаемся», теряя мысль. А ведь пунктуационные знаки ещё и смысловые отношения, например, внутри сложного предложения помогают выразить! Но это уже тема отдельного разговора.


Подводя итоги, хочу обратиться и к тем , кто сегодня активно готовится к сдаче ГИА по русскому языку, и к тем, кто создаёт свои блоги и сайты . Дорогие друзья! Любите свой язык, изучайте его законы, и он будет вашим добрым помощником всю вашу жизнь!