Химия

Эксперимент как метод изучения естествознания и химии

Автор: Admin. Опубликовано в Химия

Эксперимент — это моделирование (повторение) какого-либо явления в особых условиях, чтобы его досконально изучить.

Эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба) позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, возникшую при наблюдении, и сформулировать вывод.

 Я расскажу вам о небольшом эксперименте, из которого вы узнаете из чего состоит пламя обычной свечки. Такой эксперимент легко можно повторить самому в домашних условиях.



 Давайте зажжём фитилёк свечи и вглядимся в его пламя. Сразу можно заметить, что оно состоит как бы из нескольких цветов. Сразу можно различить три зоны (рис. 1). Темная зона (1) находится в самом низу. Она наиболее холодная из всех. Темную зону обрамляет так называемая яркая часть пламени (2). Температура этой зоны выше, чем в предыдущей. Однако самая высокая t° — в верxней части пламени, которая выглядит бесцветной (зона 3).

 

Мы убедились, что пламя (в данном случае пламя обычной спички) неоднородно по своему цвету. Но как доказать, что разные его зоны имеют различную температуру? Для этого можно провести очень простой эксперимент. Давайте поместим лучинку или длинную спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Через несколько мгновений можно будет увидеть, как лучинка начнёт обугливаться. При этом, она будет обугливаться только в зонах 2 и 3, которые мы выделили ранее. Отсюда можно сделать простой вывод: температура пламени в этих зонах наиболее высокая.

И тут напрашивается вопрос, а любое ли пламя будет иметь такое же строение или результаты наших предыдущих опытов применимы только к пламени свечки? Чтобы ответить на этот вопрос мы выдвинем две гипотезы: 1) строение пламени будет таким же, ввиду того, что в его основе лежит одинаковый процесс — горение; 2) строение пламени будет отличаться, так как гореть будут разные вещества. А теперь попробуем либо подтвердить, либо опровергнуть эти теории, для чего проведём очередной опыт.

Исследуем с помощью спички или лучинки строение пламени спиртовки и сухого горючего.

Мы сразу же видим значительные отличия: и в цвете пламени и даже в его форме. Но при этом мы всё равно можем выделить в нём три основные температурные зоны, такие же, как и в пламени свечки.

На основании проведённых экспериментов/опытов, мы можем сделать вывод, что несмотря на разные продукты горения и прочие факторы, любое пламя одинаково по своему строению (то есть мы подтвердили первую нашу гипотезу и опровергли вторую). Но что дают нам полученные результаты? Они имеют для нас практическая значимость, ведь на их основании мы можем сделать вывод, что для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо внести в верхнюю, т. е. самую горячую, часть пламени.

Обычно, полученные экспериментальные данные вносятся в специальный лабораторный журнал, в роли которого, в нашем случае, может выступать и обычная тетрадь. Но! Записи в этом журнале/тетради должны быть определённого установленного вида. Туда необходимо вписать дату проведения эксперимента, его название, ход опыта. Проще всего это можно реализовать в виде вот такой вот простой таблицы.

Что делал / Что наблюдал / Вывод.

Все науки, которые называются естественными - экспериментальные. Зачастую, для проведения их экспериментов требуется специальное оборудование, например, оптические приборы (микроскоп, телескоп), датчики и счётчики и даже такие огромные приборы как адронный коллайдер.

В химии тоже применяются специальные приборы для проведения химических опытов. Например, горелка, которой мы пользовались в сегодняшнем опыте, химическая посуда, реактивы и т. д.
Следующая группа слов для запоминания:

Прибывать на конечную станцию / приезжать на автовокзал – пребывать в поселке;

Призреть нашедшего на улице пса – презирать своего давнего врага;

Приклонить голову перед высшим чином – преклонить колена;

Приходящая домработница – приходящая популярность;

Приемник (техника) – преемник;

Придел здания (пристройка жилья) – предел ваших мечтаний, фантазии и пр.